суббота, 12 января 2013 г.

Проблема прямоты и вежливости

А вот странно.

Мы с вами уже выяснили, что прямота очень часто ассоциируется с грубостью и хамством. А почему? А всё дело, на мой взгляд, в соблюдении границ. Часто бывает, что человек не терпит никакой критики в свой адрес, но спокойно идёт со своим особым мнением к другим. То есть, он запросто нарушает чужие границы и очень ревностно оберегает свои. Это, надо сказать, бесит абсолютно всех. Прямота в отношении других, особенно без приглашения, - часто неприятна, особенно если "прямой" человек очень бурно реагирует, когда в него тоже кто-то тычет палкой и режет правду-матку. Какой-то односторонний процесс получается, явный перекос. А вот я сейчас думаю, а что если он уберёт стену, то есть, откроет границы? Это вообще нормально - жить без границ, своих и чужих? Что-то я таких не встречала пока, только в кино, где кто-нибудь из героев - с синдромом Аспергера, как Сага из "Моста". Если у вас есть реальные примеры - расскажите.

Ещё одна вещь - это то, что прямота - это очень разные вещи для разных людей. Для меня это - отсутствие трусости и желания притворяться, то есть очень положительное качество. Для кого-то - это наивное простодушие на грани хамства. Для других - это неотёсанность и тупая прямолинейность. Поэтому я понимаю, что, конечно же, когда я говорю о том, что можно быть прямым человеком с вежливыми манерами, кем-то другим это может восприниматься как "быть неотёсанным и вежливым хамом" - невиданное сочетание.

Я как-то тусила на одном форуме собаководов. И там часто разгорались споры и даже виртуальные драки по поводу чего-нибудь, что, на мой взгляд, не стоило выеденного яйца. И вот я помню, что чаще всего дискуссии разгорались из-за того, что человек просто не мог просто и понятно выразить свою мысль. И достаточно было переспросить и попросить уточнить что он имеет в виду, чтобы спор утих.

Так вот, поясняю на всякий случай, что под прямотой я имею в виду не хамство и грубое нарушение чужих границ, а чёткое и стабильное (не подберу лучшего слова) определение своей позиции и своих границ. При этом, я считаю, вполне можно оставаться вежливым и деликатным человеком.

4 комментария:

  1. Я из тех людей, которых считают вежливыми хамами, потому что я говорю честно, но вежливо, что именно я думаю. Большинство людей считают честное мнение хамством. Я от одной приятельницы отписалась, потому что у нее в комментариях преобладали такие, как ты в первом абзаце описала. Невозможно было откомментировать, когда что-то не нравится, потому что они тут же набрасывались сворой, и начиналось "да кто ты такая, чтобы так говорить, ты на себя посмотри!" Не знаю, может у меня голова неправильно устроена, но меня пугают люди, которые все подряд хвалят, у которых все вокруг красавицы, умницы и проч., и буквально сразу же могут сорваться в истеричные разборки.
    Я всегда за конструктивную критику, а это мало кто умеет. Я очень люблю, когда меня конструктивно критикуют, но большинство людей выбирают одну из двух крайностей, или все хвалить (даже когда видно что это явно неправда), или сразу начинается хамство и "выбрось это и себя на свалку".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сейчас очень распространена политика комментариев "или хорошо, или иди мимо". И очень немногие люди адекватно реагируют не то что на конструктивную критику, а даже на просто нейтральные комментарии. Я подозреваю, что люди готовы принимать критику только от тех, кто, по их мнению, более компетентен в той или иной области. То есть, допустим, если показывается фотография, от простого прохожего они ждут исключительно комплиментов, а от именитого фотографа, так уж и быть, можно и критику послушать.

      А вот ещё интересно наблюдать, когда человек вначале пишет мимими-сюсюсю комплименты, а потом приходит какой-нибудь "авторитет" с критикой, и тот же комплиментщик пишет, что, да-да-да, как же это он сразу не разглядел такую гадость. Ну и наоборот тоже. То есть, у большинства людей вообще нет своего мнения. Особенно это было заметно по лирушному коммьюнити, где выкладывали покупки. Интересно, оно до сих пор существует?

      Удалить
  2. А даже если не более компетентен, ну и что, иногда ляпы видны без специального образования. Я не повар, но могу отличить пересоленое от недоваренного. И даже если я не бог весть какая стильная или хорошо одетая но не слепая, и вижу когда вещь не сидит.
    Про коммьюнити не знаю, я их не читала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если критикующий не более компетентен, тогда к реакции на комментарий, скорее всего, будет примешиваться обида. Я практически не встречала людей, которые каждый комментарий воспринимают прежде всего как конструктивный, направленный на улучшение их работы или внешнего вида. А по-моему, это очень здорово - уметь не обращать внимание на эмоциональную шелуху и брать только то, что пригодится. В каком-то из сезонов ANTM была русская девочка с такой особенностью. Любая критика со стороны Tyrant&Co ею воспринималась так: спасибо, я это запомню и применю. А другие плакали.

      Удалить