среда, 5 сентября 2012 г.

А вы умеете реально оценивать свои способности?

Вот, честно, у меня в лирушной ленте практически все, по-моему, себя недооценивают. Скромно и даже, вроде как, стесняясь, пишут, что, например, куколку вот пошили (на фотографии обалденная кукла, изумительно одетая, с attention to detail под двадцатикратным увеличением), или, там, тарелку расписали (красивейшая яркая тарелка с выпуклым узором, тщательно и затейливо прорисованным). А в реальной жизни я сталкиваюсь с обратным явлением. Вот человек, допустим, говорит, что родился буквально с кистью в руке, потому что папа - художник, довольно известный в Швеции. Показывает свои работы, которые были на какой-то там выставке. Ну, вот, честно, или мы с Ханной ничего вообще не понимаем в живописи, или человек, рисующий один и тот же детский сюжет с пальмами и верблюдами в разных вариациях, всё же где-то врёт. Меня это невероятно удивляет, наравне с тем, что я вижу на кастингах для So You Think You Can Dance или Idol. Нет, я понимаю, что многие туда идут просто ради того, чтобы посмеяться, развлечься, но всё же, каждый сезон показывают необыкновенного в своей бездарности участника, который считает, что замечательно танцует или поёт. И вот, кстати, те, кто действительно выделяется своей одарённостью, обычно себя сильно недооценивают.

Вообще, я поняла, что умение реально себя оценивать, даже не высоко, а вот просто трезво и объективно определять свои сильные и слабые стороны - это редкость, подарок судьбы или результат долгого обучения умению рефлексировать и анализировать себя и своё окружение, что даётся далеко не всем и далеко не сразу. Если это умение есть, то, зная свои способности или недостаток оных, любому человеку можно было бы ой как далеко пойти.

Ну, и, собственно, вопрос: если у вас есть дети, оцениваете ли вы их способности объективно? Или слонны преувеличивать/занижать? А свои? И что делаете для того, чтобы компенсировать слабости? Или не считаете это нужным?


6 комментариев:

  1. Ха! Я вот недавно давала интервью для одного журнала и редактор давай меня всяко хвалить, а я давай смущаться. Когда же прозвучало слово - талант , я вообще запротестовала. Потом начала рыться во всяких "психических" книжках, и оказалось, что по-настоящему творческие люди склонны к самоедству и неуверенности в себе. И это нормально. Потому что для них нет предела совершенству.
    Моих детей я критикую в пух и прах. Иначе они вырастут и станут рисовать верблюдов %)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно, а дети возмущаются?
      Наш любит при случае сказать, что вот все другие родители как родители, а мы его заставляем много чего делать. Правда, мы и в самом деле постарались максимально загрузить его "рабочую" неделю, чтобы не оставалось слишком много времени для компьютера.

      Удалить
    2. Так смотря как критиковать - я после критики выдаю большую тираду о том, как и что надо делать правильно (не с моей точки зрения, а с т.зр. гармонии вообще). По моим жизненным наблюдениям - если ребенок силен духовно, то у властных/критикующих родителей он как раз таки вырастает целеустремленным и правильным.

      Удалить
    3. Получается, это должно быть заложено в ребёнке с рождения. У меня просто есть пример, когда в семье с властными родителями одна девочка была как раз такой целеустремлённой и правильной, а сестра и брат - мягкотелыми и неприспособленными ни к чему.

      Удалить
  2. мне кажется надо детей хвалить, важно видеть то что они любят и то что приносит им радость и хвалить
    и верить в них

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у меня такая ситуация: мой ребёнок любит-обожает minecraft, это такая онлайн-игра, где люди постоянно что-то строят/ломают из компьютерных блоков-кубиков. Он может сутками сидеть и что-то там на своём сервере делать. Я вижу, что это приносит ему радость, но стараюсь ограничивать компьютерное время всякими другими занятиями, некоторые из которых он вначале терпеть не мог, а теперь втянулся и, вроде, залюбил.

      В общем, каждый год я его из-под палки заставляю пробовать разные виды спорта, музыкальные инструменты и т.п. Кое-что отпадает сразу, кое-что - остаётся. Футбол, шахматы и хоккей, например, у нас не прижились. Коньки и лыжи - начинают заинтересовывать. Ударные - надоели, хотя у него хорошее чувство ритма, и преподаватель его хвалил. Флейта - неожиданно понравилась, хотя он играет не очень хорошо.

      Короче говоря, всё равно приходится ребёнка каждый раз насильно куда-то записывать, а потом с боем и воплями оттаскивать от компьютера и отслеживать прогресс и реакции.

      Удалить