понедельник, 24 июня 2019 г.

Про уборку в стотысячный раз.

У нас на прошлой неделе был семинар о т.н. the Toyota Way, и мне там понравился принцип: решая какую-либо задачу, привлекайте к этому профессионалов/экспертов/специалистов с опытом. Помнится, я в каком-то посте x-летней давности тоже писала об этом: если не знаешь, как справиться с проблемой, начни с книг, написанных экспертами. Правда, это было о тайм менеджменте, но это может относиться к любой проблеме. И я бы даже еще дальше пошла: не нужно ограничиваться одним источником. Вот поэтому я и устраиваю книжные марафоны. Сейчас, поскольку мне надоело читать только о невербельной коммуникации, я взяла книжку ... об уборке. Ну, да, собиралась начать новый марафон о работе мозга, но вот отвлекаюсь постоянно, да и дома, несмотря на то, что у нас теперь меньше вещей, все равно нет порядка, да и с чистотой не очень. А поскольку невербальное у меня сейчас идет туговато, т.к. я читаю и рассматриваю людей на работе, то я решила опять взяться за книжки и курсы об уборке. 

Надо сказать, многие курсы и книги сейчас настоятельно рекомендуют начать с того, что нужно понять разницу между чистотой и порядком. Дом может быть чистым, но захламленным. Или грязным, немытым, но минималистичным и отлично организованным. В первый случай я не верила до тех пор, пока не увидела на нетфликсе какое-то реалити шоу, по-моему, о гостиницах. Там дом был похож на магазинчик, торгующий антиквариатом, но при этом каждая вещь, при ближайшем рассмотрении, оказывалась до блеска отмытой, наглаженной и отполированной. Нигде ни пылинки, но количество вещей просто угнетало. Куда ни ткнешься, везде были вазочки и предметы из разнообразных коллекций. В общем, чистота и порядок - разные вещи. 

Второе: стандарты чистоты и порядка у всех разные. Но, в принципе, многие ориентируются на гостиничные стандарты.

Третье: начинать нужно с расхламления. Тут, конечно, КонМари всем нам в помощь, я уже о ней писала, и много-много людей о ней писали, и передачи о ней наснимали, не буду повторяться. 

Четвертое: сразу же убирать использованные вещи на место или выбрасывать. Это всего касается: одежды, посуды, обуви, продуктов питания. 

Пятое: многие книги хвалятся тем, что в них даются волшебные способы как содержать дом в чистоте и порядке, тратя на уборку всего десять-пятнадцать минут в день. На самом деле, это как стоимость полетов в лоукостах: сам билет-то дешевый, но за перевес приходится платить, за место получше приходится платить, за напитки и еду приходится платить.То есть, реально вы все равно будете тратить в день не меньше получаса, но поскольку львиная доля этого времени должна быть вбита в полезные привычки и обязательные рутины, то ощущаться это будет как "я всего пять минут потратила, а весь дом сияет". То есть, там, где речь идет о пяти минутах уборки, обязательно есть утреннее наведение чистоты и вечерняя рутина, которые уборкой как бы не считаются. Подразумевается, что вы встали и на автопилоте подобрали валяющиеся вещи, заправили кровать, попылесосили и разгрузили и загрузили посудомойку, протерев заодно все рабочие поверхности, а потом поставили стирку. То есть, главная идея здесь: сделать ежедневную несложную и базовую уборку привычкой, как чистку зубов по утрам и вечерам.

Шестое: регулярность и цикличность. 

Седьмое: сезонность.

Восьмое: вовлечение в процесс уборки (и, что очень важно, немусорения) всех членов семьи. Если каждый член семьи будет сразу же убирать за собой или хотя бы стараться не мусорить, то чистота и порядок в доме будут держаться очень долго. Начинать обычно рекомендуют с "поел - убери за собой посуду".

Девятое: уборка блоками и связками. Если продумать весь процесс уборки заранее, то выяснится, что многие дела можно делать блоками, а блоки связывать в один плавный процесс. Например, вытирать пыль во всем доме в один день, пылесосить - в другой, а пол мыть - в третий.

Десятое: определение горячих зон, средоточия бардака. Обычно это кухня и часто еще какая-нибудь комната: спальня, прихожая, ванная. Некоторые рекомендуют делать привычной и ежедневной уборку в горячих зонах, т.к. если там не будет беспорядка и гор мусора, то и в остальном доме легче поддерживать чистоту и порядок.

А вообще, я бы хотела опять почаще писать в блог, но не знаю, получится ли.

4 комментария:

  1. Я пробовала убирать блоками, но в итоге все равно вернулась к уборке по комнатам. Ну как-то странно пылесосить пол, и не пропылесосить диван и диванные подушки, на которых сидели и наверняка ели. Или вытереть пыль, но не собрать разбросанные вещи и не пропылесосить пол, на котором что-то видно, а оставить его на следующий день.
    Я подписана на Ютубе на канал Мелиссы Мейкер Clean my space, мне очень нравятся ее советы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Там фишка в том, что эти уборочные блоки - только дополнение к базовой уборке. А базовая уборка каждый день включает в себя часто: кровать, унитаз и раковина в ванной, пол, собирание разбросанных вещей, столы и рабочие поверхности. То есть, по моему мнению, меня нагло обманывают. )))))))))) Поэтому часто в книгах даются советы, которые, на самом деле, направлены на то, чтобы сформировать привычку. Помнишь, у флайледи? Встала, кровать заправила, унитаз отмыла и помчалась дальше. А вечером раковину надраила. )))))))

      Удалить
    2. У меня в ванной лежит микрофибровая тряпочка, я протираю ею поверхность и зеркало каждый раз когда пользуюсь раковиной. :) Это мне у флайледей понравилось, и я это использую. Правда, пока не дошла до дзена держать сквиджи в душевой кабинке.:)
      Разбросанные вещи я стараюсь собирать при каждой возможности, у кого-то тоже вычитала принцип не ходить по дому с пустыми руками, и стараюсь прихватывать вещь на место каждый раз когда иду из комнаты в комнату, и убирать что-то одно когда захожу в комнату. Очень сберегает время и настроение. А, и еще я привила себе правило рекламной паузы, если смотрю сериал - во время рекламной паузы встать и убрать одну вещь, или поправить диван, или еще что-то. К концу серии 3-4 мелких дела сделано.:) В общем, да, все дело в привычках.

      Удалить
    3. У меня как раз сквиджи лежит, правда, им пользуюсь только я, мне кажется. )) А вот тряпочки нет, надо тоже завести.

      Но вообще, все, действительно, лежит в привычках. Причем, некоторые курсы и книги говорят об этом открытым текстом. И вот когда ты привычно и на автопилоте подбираешь разбросанное, автоматически убираешь за собой грязные тарелки и мусор, пылесосишь пол или каждый день, как бы между делом и в рекламных паузах расхламляешь что-то, то вот тогда уборка блоками работает. Потому что дом и без того относительно чистый, и во время того же вытирания пыли по всему дому дотягиваешься до уголков, которые обычно протираешь во время генеральной уборки. А тут генеральная уборка оказывается растянутой на несколько дней или даже недель, и не надо напрягаться.

      Удалить