воскресенье, 21 октября 2012 г.

Одна из самых лучших self help книг.

The Power of Habit: Why We Do What We Do in Life and Business


Прочитала примерно треть, медленно, но вдумчиво. И оторваться не могу.
Если попробовать описать кратко, то получится примерно так: книга о привычках, из чего они складываются, и как можно изменить свой образ жизни или избавиться от вредных привычек.

Тут следует сделать оговорку. Эта книга - не инструкция по превращению плохих привычек в хорошие. В ней нет поэтапных уроков, зато приводится множество примеров, на основе которых выводится упрощённая формула привычки.

Формула такая: спусковой крючок (триггер) - рутина - вознаграждение.
Да, да, всё как у подопытных крыс.

Кроме того, рассматривается и объясняется множество факторов, которые помогают делать процесс изменения более эффективным. Например, знаете ли вы, зачем производители добавляют в пасту, шампуни и т.п. мяту и лаурилсульфат натрия (который создаёт пену)? И почему освежитель воздуха не был так популярен раньше, несмотря на свою эффективность? И на чём основывается успех Анонимных Алкоголиков? И как mindfulness (вдумчивость, осознанность и осмысленность действий) может помочь перестать грызть ногти или похудеть? И как изменение одной-единственной маленькой привычки может привести к коренному изменению всего образа жизни?

И я теперь понимаю, почему очень многие люди, резко садящиеся на диету или внезапно бегущие в тренажёрный зал, заранее обречены на провал, и почему флайледи рекомендует начинать с малого: чистой раковины. Потому что чистая раковина, вошедшая в привычку, ведёт за собой целую лавину изменений, где успешная маленькая привычка становится триггером для создания других, более масштабных привычек-рутин.

Конечно, в книге не даётся простых рецептов, просто описывается, как работают привычки, поэтому многие, наверное, прочитав книгу, останутся в недоумении: а с чего же, собственно, начинать положительные изменения? И как, самое главное, найти свой собственный спусковой крючок?

Я честно скажу - не знаю. Знаю только то, что у каждого из нас - свой набор привычек и рутин, и, следовательно, свой персональный набор кнопочек-триггеров. Кто-то ногти грызёт безостановочно, кто-то погряз в бардаке, но не может себя заставить убрать постель или помыть посуду. А кого-то бардак не волнует совершенно, но мучают приступы переедания.

У меня, конечно, как только эта книга попала мне в руки, сразу появилось много идей по превращению себя в Лео Баботу. Лео Бабота (zenhabits) - это такое живое воплощение будды торжества хороших привычек, раньше казавшееся мне недосягаемым. Теперь же я вижу, что это абсолютно возможно, но вот только я уже не хочу быть Баботой. Ещё раньше, кстати, я хотела быть похожей на одну из своих боевитых тёток, а потом - Муми-мамой, которая вся такая домовитая и "охохонюшки". Теперь тоже что-то не хочется. Старею, наверное.

В общем, что я сделала: я разложила пару своих вредных привычек на составные части и решила поэкспериментировать.

Привычка первая: приходя домой после прогулки, бросаю вещи на стул и стол возле лестницы. Постепенно там образуется нехилая куча из зонтов, сумок, курток и шарфов, которую приходится разбирать всем семейством раз в неделю.

Привычка вторая: засиживаюсь перед компьютером допоздна.

В первом случае, мне бы хотелось, чтобы вещи аккуратно развешивались/раскладывались в прихожей. Я уже попробовала вариант, при котором я не выходила из прихожей, не избавившись предварительно от зонта и куртки. Однако, наткнулась на одну странную вещь: в куртке я захожу, оказывается, потому что мне нужно первым делом повесить ключи на крючок корзины. А корзина эта висит на стене возле камина. А рядом очень удобно стул стоит. То есть, мне нужно либо изменить последовательность действий, либо перевесить корзину в прихожую. И я ещё не решила, что лучше.

Во втором случае, мне нужно сформировать новую привычку: я хочу ложиться спать в одиннадцать ночи и засыпать до двенадцати. Каждый день. И вставать рано, а не как попало. Каждый день. И вот тут у меня полный раздрай. Я, вроде бы, определила причину "неправильной" рутины: интернет. Главной вещью, которая держит меня допоздна, является доступ в интернет, где блог, почта, охота за брошками, шоппинг и гугль-ридер. Триггеры - банальное любопытство (хочется всё перечитать и быть в курсе событий), завлекательно мерцающий экран компьютера и шопоголизм. Вначале я перестала брать в кровать ноутбук из-за которого бессонно сидела в кровати до трёх-четырёх ночи, но изменилось только то, что я всё равно сидела перед компьютером допоздна, только теперь уже не в кровати, а на стуле в другой комнате. Теперь я стала выключать компьютер на ночь (раньше этого не делала). Вроде бы, это помогает.

Однако, несмотря на то, что мне удалось себя оторвать от компьютера, я не могу понять, где, на какую кнопочку нажать, чтобы я быстро заснула, хотя бы до половины второго, если я уже в кровати. Я уже и чай специальный пью, и медитирую, а сна - ни в одном глазу. В общем, поняла, что мне надо как-то сдвинуть время копания в магазинах и подписках, выключать компьютер и заодно перестать читать интересные книжки на ночь, потому что из-за книжек я тоже, бывает, всю ночь не сплю, прокручивая в голове разные идеи.

Тут я прервусь, потому что мне нужно отдаться ещё одной хорошей привычке - тренироваться.

6 комментариев:

  1. как странно, может все же последнее - это не просто плохая привычка? буду увлеченно следить за вашим избавлением от засиживания в интернете допоздна.
    для себя давно определила - это как психическая болезнь, не привычка, которую человек может контролировать. а скорее нечто сравнимое с гормональным дисбалансом. пока просто не придумали от этого таблетку)...
    а вообще, если принять, что допоздна вы засиживаетесь примерно месяц или 2, то заставить организм засыпать просто так на 2-3 часа раньше даже за 5 дней невозможно), проверено... так что выжидайте и успехов вам).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня сейчас один выход: начать рано вставать. Пару месяцев назад я экспериментировала с фазами сна, пытаясь поймать время, когда мне сравнительно легко вставать. Ставила будильник на разное время и отмечала состояние. В основном, получалось либо около шести утра, либо после десяти. В остальное время - пушкой не разбудишь.

      Одна загвоздка: если я начну вставать около шести, это значит, мне надо ложиться в девять, чтобы заснуть около десяти. А у меня ж проблема ещё: я довольно чутко сплю первые полтора часа примерно. Получается, в самое чувствительное время домочадцы ещё шарахаются по дому. А разбудить меня очень легко, но не без последствий. Как муж однажды ребёнку сказал: "заснула мама, а проснулась осколочная мина". Я побудки посреди ночи очень плохо переношу, киплю, раздражаюсь и не могу потом заснуть.

      Всю семью придётся перевести на новый режим! ))

      Удалить
  2. Как все знакомо. Вот вчера весь день был разбитый из-за того, что накануне до 4х утра в интернете засиделась. Спать хотелось страшно! В 8 вечера уснула бы легко. Легла в 12, ни в одном глазу. )))) Но за полчаса уснула. И утром в 8 уже прекрасно себя чувствовала. Решила, что теперь всегда так буду ложиться. Но вот уже второй час ночи.... )))) Беда

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, кстати, когда говорят, что надо ложиться спать тогда, когда хочется, это всё очень хорошо в теории или если ты живёшь один. Мне очень часто хочется прилечь часов в семь-полвосьмого. Но знаю, что разбудят, потом вся ночь насмарку. ))

      Удалить
    2. Да, да! Семь-восемь самое сонное время. Если переходишь его, то потом хоть до 4х утра спать, бывает, не хочется. А в восемь запросто. Если бы была возможность в восемь ложиться спать, то можно было бы "вставать с ангелами", до восхода солнца. Говорят, это самый здоровый график, но разве это реально с семьей...
      Кусяпочка

      Удалить
    3. Интересно, а смена часовых поясов может повлиять на это самое сонное время?
      Я вот сейчас думаю, что, по идее, если я, допустим, буду выдерживать "норвежское" время, в Казахстане эти семь-восемь часов придутся на одиннадцать-двенадцать.

      Сегодня, кстати, надо проследить, во сколько захочется спать.

      Удалить