среда, 15 мая 2013 г.

Доман, Монтессори и др.

Вот в Норвегии сейчас бум Монтессори. А в России все увлечены Доманом, я так поняла.

А я вот что думаю. Я со своим ребёнком занималась т.н. ранним развитием, как раз в промежуток с полугода и до пяти где-то, как рекомендует Доман (угрожает даже, между прочим, что после трёх уже поздно - что выросло, то выросло). Я и карточки распечатывала, и играла с ребёнком в игрушки типа Big Brain Academy.

Что мы имеем в девять лет?
Ему сравнительно легко учиться. Но вообще, всем в нашей корейской семье было сравнительно легко учиться, а в норвежской школе легко учиться любому ребёнку из типичной семьи среднего класса, я полагаю. Уроков мало, оценок не ставят.
В восемь лет он в своей комнате устроил дата-центр. У него там сервер, который он настраивал сам. 

С другой стороны, он невероятно ленив, чему способствует норвежская школьная система. То есть, если и получил он head start, то в норвежской школе этот старт сильно замедлился. И да, наш ребёнок склонен к прокрастинации (угадайте, в кого он пошёл).

Ещё что интересно: никто из детей, которых вырастили, обучая по методике Домана, не достиг никаких запредельных высот, судя по скудной информации в инторнетах. Вообще, я у него на сайте не вижу ни одной true success story. То есть, если методика и дала что-то на начальном этапе, то потом это всё равно усреднилось или люди просто достигли своего потолка (который не был изначально высоким). Более того, судя по обсуждению в одном форуме, многие из взрослых "детей Домана" просто продолжают то, чему научились от своих родителей - т.е., пропагандируют методику Домана и работают в его организации. То есть, никаких Нобелевских лауреатов или хотя бы стабильно высоких академических результатов. Генетика, в общем, рулит, хотя есть и другой пример - сёстры Полгар, но там тоже генетика, и там муштра почти что в стиле знаменитой Эми Чуа, но не так уж далеко от неё.

Ещё я вот что заметила. В классе с сыном учится мальчик, которого у нас бы назвали злостным двоечником. Даже единичником. Он отстаёт практически по всем предметам. Вместе с тем, это настолько харизматичный, добрый и приятный мальчик, что его любят все взрослые, а все дети хотят с ним дружить, включая моего ребёнка.

И есть ещё мальчик, у которого такая сила воли и такое непрошибаемое спокойствие, это просто поразительно. Вот простой пример: на биатлоне все дети промахиваются по мишеням. И все кричат, возмущаются, переживают, включая моего. Но не Антон. Антон говорит: ну, подумаешь, сейчас промахнулся, потом не промахнусь. И спокойно стреляет. Если не получается, он просто стреляет ещё и ещё. Ну, Будда просто.

Короче, я для себя сделала неутешительный вывод: раннее развитие - полезно, но не более, чем витамины. Это не волшебная палочка, которая даст вам ребёнка с IQ160+. Если вам нужен ребёнок-гроссмейстер, то с ним надо заниматься 24 часа в сутки.

А теперь подскажите, пожалста, есть ли какие курсы, которые учат, как воспитывать детей с железной силой воли и харизмой? ))

2 комментария:

  1. Меня муж во время детства младшей все время пилил, что я недостаточно заботливая мать, лентяйка и все такое, что у его знакомых жена с рождения ребенка какие-то карточки ему показывала, обучала, блаблабла, и вот дети растут умные-талантливые. Дети в детстве действительно были незаурядные, математические задачи щелкали только так, в шахматы играли. Но там родители оплачивали частные школы по 100 тыс долларов в год, и десятки кружков-занятий, и все такое. Сейчас дети выросли, девочка в универ поступала - стала обычная девочка, звезд в небе не хватает. Т.е. только на наследственности выезжает, и на усидчивости, детские таланты не выросли вместе с ней. И похвастаться ей относительно моей старшей дочери, у которой в детстве ничего не было, особенно нечем, даже плавает она не лучше, хотя с детства в бассейне и с лучшими тренерами.
    Т.е. действительно, если ребенку не дано, то не дано, можно его натаскать и научить учиться, но нельзя сделать способным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот точно, наследственность. Можно форсировать обучение, отдав ребёнка в лучшую школу, но от потолка всё равно никуда не денешься.

      Удалить